Торопец - место венчания блг. князя Александра Невского

Семь веков домом для чудотворной Корсунской (Торопецкой, Эфесской) иконы Божией матери была торопецкая земля. В XII в. по прошению преподобной Ефросинии Полоцкой эта икона была «уделена» из Эфеса в Полоцк. Ефросинья (до пострижения в монашество Предслава) была дочерью полоцкого князя Святослава). Она постриглась в монашество еще в отрочестве и около 1128 года основала женский монастырь.

Икона стояла в храме полоцкого монастыря, украшенная золотом, серебром и драгоценностями. А в 1239 г. Корсунская икона попадает в наш город: полоцкая княжна Параскева - родственница Ефросинии - дарит ее Торопцу в память о своем венчании с Александром Невским.

Столетиями Корсунская икона почиталась как заступница и защитница Торопца и торопчан. На торопецкой земле укрепилась слава иконы как чудотворной, чему остались многочисленные свидетельства.

С именем и покровительством иконы связывали торопчане победу над ратью литовской в 1243 году и над поляками – в 1611 году.

Во время Отечественной войны 1812 года торопчане опасались, что французы разграбят город, и единственное утешение находили в молитве перед Заступницей. Горожане ежедневно совершали обход с чудотворной иконой, выносили ее на главные въезды в город и везде горячо молились. И французы не зашли в Торопец, направляясь в Смоленск.

В 1831, 1848, 1853 годах, когда в окрестных городах свирепствовала холера, жители города Торопца и Торопецкого уезда вновь прибегли к заступничеству Богоматери. И страшный мор обошел их стороной.

По свидетельству настоятеля Корсунско-Богородицкого собора В.Д. Щукина "были чудотворения от оной иконы" и в жизни частных лиц. Вот некоторые из них.

18 апреля 1826 года дворовый человек Сергий помещицы Торопецкого уезда Аграфены Алексеевны Челищевой после удара оглох и онемел. На 22 апреля "в сонном видении ему велено было идти для получения исцеления к чудотворному Корсунскому образу Пресвятой Богородицы", что он и сделал, а во время литургии в соборе получил исцеление.

В 1832 году торопецкий купец Григорий Антонович Зазерский начал терять зрение и, несмотря на лечение, ослеп. 1 апреля его жена с детьми ушла на литургию в собор, а купец, оставшись один дома, так затосковал, что даже просил смерти у Бога. Но, руководимый какой-то силою, встал с постели, ощупью подошел к окну, которое было напротив собора, упал на колени и молился Богородице со слезами более часа, после чего, к своему удивлению, он увидел собор, улицу и узнал ходивших по ней людей.

Каменный Корсунско-Богородицкий собор в честь именитой иконы в 1676 году приказал построить в Торопце царь Алексей Михайлович вместо старого обветшалого деревянного храма, где ранее пребывала икона. Собор простоял до конца XVIII в., но во время одного из страшнейших пожаров он обгорел так, что богослужения в нем было вести невозможно. Однако церковную утварь и чудотворную икону удалось спасти. И на «общественном собрании» торопчане постановили, чтобы городской глава «чрез знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу на рассмотрение». Таким «знающим архитектуру» стал смоленский архитектор Осип Спиркин.

В 1795 г. приступили к строительству. Возведение собора шло медленно, потому что у многих во время пожара погибло все. Но была и более веская причина: 1772 г. – первый раздел Польши. К России присоединена восточная часть белорусских земель, и границы отодвигаются далеко на запад. Торопец теряет свою самую главную привилегию – он перестает быть пограничным городом. И город, как о нем пишут современники, постепенно приходит в упадок.

Поэтому, единственный раз за всю историю города, торопчане обращаются с просьбой о пожертвовании на благоустроство собора к государю. Павел I выделил 4 тысячи рублей, и на эти средства был «устроен» великолепный ручной работы иконостас, а с правой стороны в позолоченном киоте хранилась чудотворная икона.

В октябре 1804 г. собор был торжественно освящен протоиереем Нечаевым с «градским духовенством при громадном стечении народа».

Но и потом соборное духовенство и граждане Торопца заботились о главном храме города, старались придать ему лучший вид и довести до возможного совершенства. Так, в 1840 г. были позлащены главы на сумму 968 руб., в 1876 г. – церковный староста Абаканов пожертвовал 4500 руб. для «возобновления» Георгиевского придела собора и т.д.

Среди «доброхотных дателей», которые жертвовали средства на благоукрашение собора, можно назвать имена и царя Михаила Федоровича, и императора Александра I, и Дмитрия Боткина, и многих других.

В 1877 г. в заметках о Торопце было написано: «Благолепие собора полное… Весьма красивое здание, вполне соответствующее своему назначению».

В 1879 г. с трех сторон собор был обнесен каменной оградой с двумя железными решетчатыми воротами и пятью башенками, в одной из которых была устроена часовня в честь святого Александра Невского. Напротив собора, по другую сторону дороги возвышалась кирпичная колокольня в 4 яруса, на которой висел самый тяжелый колокол города весом в 400 пудов со следующей надписью: «В честь Пресвятые Богородицы перелит сей колокол в 1841 г., 5 декабря, тщанием сего собора протоиерея Иоанна Холмского с братию и церковным старостой Федором Абакановым и усердием доброхотных дателей г. Торопца».

Будущий патриарх Тихон в разные годы церковного служения навещал город своего детства, вел богослужения в Корсунско-Богородицком соборе. Об этом свидетельствует публикация в Псковском городском листке за 25 июля 1903 года: «31-го минувшего мая, в 6 часов утра в Торопец прибыл Преосвященный Тихон, епископ Северо-Американский – навестить свою мать и помолиться на могилах отца и братьев. Первого июня владыка служил всенощное бдение, а седьмого позднюю литургию в местном соборе при участии многочисленного духовенства. Собор был переполнен…».

В годы советской власти богослужения в соборе не совершались, а икона была отправлена в Русский музей Ленинграда. Главный храм города – прекрасный памятник торопецкого зодчества – постепенно пришел в полное запустение. Только в 2005 году началось возрождение Корсунско-Богородицкого собора. А сейчас восставший из руин храм является настоящим украшением и главной достопримечательностью Торопца.

Поражают своей красотой и внешний облик собора, и внутреннее убранство. В соборе много икон. Но особое место занимает образ Богородицы в жемчужной ризе – список с той самой чудотворной Корсунской иконы. Как и столетия назад, у чудотворной иконы немало золотых украшений – дары благодарных торопчан и гостей города.

В храме хранятся частицы мощей многих святых: патриарха Тихона, блаженной Матроны, Нила Столобенского, Макария Калязинского, Петра и Февронии, святителя Николая и других.

Вместе с возрождением главного храма города возродились и многие традиции. В старину торопецкие женихи и невесты стремились венчаться в соборе пред чудотворной Корсунской иконой Божией Матери. Считалось, что тогда семья будет крепкой, а жизнь супругов - благополучной. Сейчас в соборе венчаются не только торопчане, но и молодожены из соседних районов. А некоторые пары просто посещают собор после регистрации брака во время традиционной поездки по памятным местам города.

Одним из зримых воплощений особого уважения торопчан к своей чудотворной защитнице были крестные ходы с Корсунской иконой. Торопчане продолжают почитать свою святыню.

День города Торопца и Торопецкого района специально приурочен к дню почитания Корсунской иконы Божией Матери. В этот день торопчане вместе с гостями, в конце июля специально приезжающими в Торопец, идут крестным ходом по улицам древнего города. Как и встарь, люди верят: совершается крестный ход – и освящается все вокруг, сама земля и живущие на ней становятся добрее и чище.

На снимках: Корсунско-Богородицкий кафедральный собор (по материалам газеты «Мой край»)

Православный календарь

Мудрость святых отцов

"Как дни сменяются ночами и лета зимами, так тщеславие и сластолюбие – печалями и болезненными страданиями, или в настоящем веке, или в будущем."
Преподобный Максим Исповедник